🌸14 ноября – Всемирный день логопеда
«Кто хочет выговаривать все правильно и внятно - чтоб было всем понятно»
👉Логопедия считается отраслью педагогической науки, включающей в себя комплекс разнообразных знанийпо психологии, медицине, физиологии. Основная задача логопеда – поставить правильный диагноз, и в зависимости от этого сформировать план занятий. Спектр речевых нарушений, который приходится исправлять, достаточно широк – задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, челюстно-лицевые дефекты – поэтому я работаю в тесном контакте с профильными врачами-специалистами. Если у пациента дисфония, без помощи отоларинголога не обойтись. У большинства пациентов, приходящих ко мне по программе речевой реабилитации, имеются неврологические диагнозы разной степени сложности, поэтому с врачами-неврологами мы взаимодействуем в постоянном контакте.
☝Но прежде всего, логопед является педагогом. Наша целевая аудитория – дети дошкольного и младшего школьного возраста. С маленьким пациентом важно сразу установить контакт, иначе на следующее занятие он откажется приходить, и никакие уговоры мамы не помогут. Для обоюдного контакта «логопед-пациент» необходимы пять условий:
✅1. нужно любить детей;
✅2. нужно любить свою работу;
✅3. нужно иметь ангельское терпение;
✅4. нужно обладать невероятной стрессоустойчивостью;
✅5. нужно быть немножко артистом и режиссером в одном лице.
👉Среди моих пациентов встречаются гиперактивные легковозбудимые детки, которые посреди занятия могут бегать, прыгать, забираться под стол. Трудней всего работать с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. Чтоб установить с ними контакт, надо хотя бы чуточку приоткрыть завесу в их внутренний мир, а для этого буквально требуется пробить «железобетонную» стену.
👉В рамках речевой реабилитации ко мне часто приходят «молчуны», дети, у которых по каким-либо причинам не сформировалась активная речь, хотя по возрастным параметрам уже пора. Хочу сказать родителям, чтоб они не затягивали речевое отставание ребёнка. Чем раньше запустить речевой мотор – тем ребёнок быстрее разговорится. Иначе отставание в речи начнёт сказываться на дальнейшем развитии, малыш с трудом будет подбирать слова даже для построения простых фраз. Речевые проблемы со временем выливаются в дислексию и дисграфию, то есть, у поздно разговорившихся детей могут возникнуть проблемы со чтением и письмом.
☝Еще важный момент. Ребенок нуждается в общении со сверстниками, для полноценного развития ему необходима речевая среда и ранняя адаптация к социуму. Все это даёт детский сад, где ребенку надо отстаивать своё «место под солнцем». Детсад является мощным стимулом для развития.
👉Возможно, в прежние времена не акцентировали так много внимания на речевом развитии в раннем возрасте, как это делается сегодня. К двум годам у ребёнка должна быть сформирована фразовая речь. В два с половиной года он должен уметь строить многосложные фразы, в три года – читать простые стихи, например, Агнии Барто«Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик ...», с которых начинали все поколения советских детей. Но основная точка отсчета в речевом развитии – три года. Если ребёнок к этому времени не разговорился – пора бить тревогу.
❗Сегодня доминирующий диагноз – легкая степень дизартрии – нарушение звукопроизношения, обусловленное органическим поражением ЦНС. Это значит, что повышенный тонус мышц в речевом аппарате не позволяет ребёнку правильно и вовремя произносить те или иные звуки.
👉Но даже у многих говорящих детей речевая культура находится на крайне низком уровне. Ребёнок не может подобрать нужное слово, в речи явный перебор междометий, слов-сорняков, зачастую выражаются на сленге, видимо, так принято дома. Дети, как губка, все впитывают и подражают взрослым.
❗Откуда удетей сформируется правильная, логически выстроенная речь, с развёрнутыми предложениями, если дома все постоянно сидят в телефонах и прочих гаджетах, а в школе – сплошные тесты с «галочками» и «плюсиками» и полное отсутствие монологических ответов? Поэтому говорите, говорите, говорите ... Даже если ребёнок ещё не начал говорить, он воспринимает речь окружающих фонематически, то есть, фиксирует построение фраз, порядок слов в предложении, интонационный строй речи, записывая все как на флешку.
✅У меня пожелание родителям: во-первых, поменьше сидите в телефонах, побольше общайтесь с собственным чадом. ✅Во-вторых, не затыкайте (в буквальном, а не переносном, смысле!) рот ребёнку гаджетами. А то малыш кричит, требует к себе внимания, а ему хлоп – планшет в руки. Я это и в больнице часто наблюдаю: малыши в ожидании приема врача не отрывают глаз от родительского телефона, включат им какую-нибудь примитивную игру, они и довольны. Раньше мамы умели успокоить ребёнка и без планшета с телефоном. На руки брали, сказки читали, колыбельные пели, кубики-пирамидки складывали.
✅В-третьих, родители должны мотивировать ребёнка на внятное выражение своих мыслей и желаний. Например, он показывает на нужную ему игрушку или предмет, родители тут же бросаются выполнять без слов. Зачем любимому чаду напрягаться, если его и без слов понимают?
✅В-четвёртых, чтоб мотивировали ребёнка на чтение печатных книг. Только чтение приводит к грамотному письму.
Представители нашей профессии всегда должны быть в тренде: постоянно учиться и развиваться, быть в курсе последних методик, овладевать новыми приемами. И постоянно творить, придумывать что-то (картинки, композиции, кукольный театр, пальчиковый театр), чтоб разговорить ребёнка, извлечь из него правильные звуки.
Кстати, логопед должен постоянно подтверждать свою профессиональную категорию, для чего необходимо разработать, защитить и выпустить авторскую методику.
👉Как логопед я работаю только с детской аудиторией. Но многие мои коллеги дают уроки и взрослым, которые приходят к ним, чтоб исправить речевые дефекты, к примеру, заикание. Артисты, представители публичных профессий, которым приходится выступать на большую аудиторию, обращаются к логопеду, чтоб отшлифовать свою речь, скорректировать произношение, избавиться от местечкового диалекта. Также обращаются к логопедам пациенты, перенёсшие инсульт.
Словом, профессия наша востребована.
Светлана Шиловских,
врач-логопед детской городской больницы
Первоуральска
«Кто хочет выговаривать все правильно и внятно - чтоб было всем понятно»
👉Логопедия считается отраслью педагогической науки, включающей в себя комплекс разнообразных знанийпо психологии, медицине, физиологии. Основная задача логопеда – поставить правильный диагноз, и в зависимости от этого сформировать план занятий. Спектр речевых нарушений, который приходится исправлять, достаточно широк – задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, челюстно-лицевые дефекты – поэтому я работаю в тесном контакте с профильными врачами-специалистами. Если у пациента дисфония, без помощи отоларинголога не обойтись. У большинства пациентов, приходящих ко мне по программе речевой реабилитации, имеются неврологические диагнозы разной степени сложности, поэтому с врачами-неврологами мы взаимодействуем в постоянном контакте.
☝Но прежде всего, логопед является педагогом. Наша целевая аудитория – дети дошкольного и младшего школьного возраста. С маленьким пациентом важно сразу установить контакт, иначе на следующее занятие он откажется приходить, и никакие уговоры мамы не помогут. Для обоюдного контакта «логопед-пациент» необходимы пять условий:
✅1. нужно любить детей;
✅2. нужно любить свою работу;
✅3. нужно иметь ангельское терпение;
✅4. нужно обладать невероятной стрессоустойчивостью;
✅5. нужно быть немножко артистом и режиссером в одном лице.
👉Среди моих пациентов встречаются гиперактивные легковозбудимые детки, которые посреди занятия могут бегать, прыгать, забираться под стол. Трудней всего работать с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. Чтоб установить с ними контакт, надо хотя бы чуточку приоткрыть завесу в их внутренний мир, а для этого буквально требуется пробить «железобетонную» стену.
👉В рамках речевой реабилитации ко мне часто приходят «молчуны», дети, у которых по каким-либо причинам не сформировалась активная речь, хотя по возрастным параметрам уже пора. Хочу сказать родителям, чтоб они не затягивали речевое отставание ребёнка. Чем раньше запустить речевой мотор – тем ребёнок быстрее разговорится. Иначе отставание в речи начнёт сказываться на дальнейшем развитии, малыш с трудом будет подбирать слова даже для построения простых фраз. Речевые проблемы со временем выливаются в дислексию и дисграфию, то есть, у поздно разговорившихся детей могут возникнуть проблемы со чтением и письмом.
☝Еще важный момент. Ребенок нуждается в общении со сверстниками, для полноценного развития ему необходима речевая среда и ранняя адаптация к социуму. Все это даёт детский сад, где ребенку надо отстаивать своё «место под солнцем». Детсад является мощным стимулом для развития.
👉Возможно, в прежние времена не акцентировали так много внимания на речевом развитии в раннем возрасте, как это делается сегодня. К двум годам у ребёнка должна быть сформирована фразовая речь. В два с половиной года он должен уметь строить многосложные фразы, в три года – читать простые стихи, например, Агнии Барто«Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик ...», с которых начинали все поколения советских детей. Но основная точка отсчета в речевом развитии – три года. Если ребёнок к этому времени не разговорился – пора бить тревогу.
❗Сегодня доминирующий диагноз – легкая степень дизартрии – нарушение звукопроизношения, обусловленное органическим поражением ЦНС. Это значит, что повышенный тонус мышц в речевом аппарате не позволяет ребёнку правильно и вовремя произносить те или иные звуки.
👉Но даже у многих говорящих детей речевая культура находится на крайне низком уровне. Ребёнок не может подобрать нужное слово, в речи явный перебор междометий, слов-сорняков, зачастую выражаются на сленге, видимо, так принято дома. Дети, как губка, все впитывают и подражают взрослым.
❗Откуда удетей сформируется правильная, логически выстроенная речь, с развёрнутыми предложениями, если дома все постоянно сидят в телефонах и прочих гаджетах, а в школе – сплошные тесты с «галочками» и «плюсиками» и полное отсутствие монологических ответов? Поэтому говорите, говорите, говорите ... Даже если ребёнок ещё не начал говорить, он воспринимает речь окружающих фонематически, то есть, фиксирует построение фраз, порядок слов в предложении, интонационный строй речи, записывая все как на флешку.
✅У меня пожелание родителям: во-первых, поменьше сидите в телефонах, побольше общайтесь с собственным чадом. ✅Во-вторых, не затыкайте (в буквальном, а не переносном, смысле!) рот ребёнку гаджетами. А то малыш кричит, требует к себе внимания, а ему хлоп – планшет в руки. Я это и в больнице часто наблюдаю: малыши в ожидании приема врача не отрывают глаз от родительского телефона, включат им какую-нибудь примитивную игру, они и довольны. Раньше мамы умели успокоить ребёнка и без планшета с телефоном. На руки брали, сказки читали, колыбельные пели, кубики-пирамидки складывали.
✅В-третьих, родители должны мотивировать ребёнка на внятное выражение своих мыслей и желаний. Например, он показывает на нужную ему игрушку или предмет, родители тут же бросаются выполнять без слов. Зачем любимому чаду напрягаться, если его и без слов понимают?
✅В-четвёртых, чтоб мотивировали ребёнка на чтение печатных книг. Только чтение приводит к грамотному письму.
Представители нашей профессии всегда должны быть в тренде: постоянно учиться и развиваться, быть в курсе последних методик, овладевать новыми приемами. И постоянно творить, придумывать что-то (картинки, композиции, кукольный театр, пальчиковый театр), чтоб разговорить ребёнка, извлечь из него правильные звуки.
Кстати, логопед должен постоянно подтверждать свою профессиональную категорию, для чего необходимо разработать, защитить и выпустить авторскую методику.
👉Как логопед я работаю только с детской аудиторией. Но многие мои коллеги дают уроки и взрослым, которые приходят к ним, чтоб исправить речевые дефекты, к примеру, заикание. Артисты, представители публичных профессий, которым приходится выступать на большую аудиторию, обращаются к логопеду, чтоб отшлифовать свою речь, скорректировать произношение, избавиться от местечкового диалекта. Также обращаются к логопедам пациенты, перенёсшие инсульт.
Словом, профессия наша востребована.
Светлана Шиловских,
врач-логопед детской городской больницы
Первоуральска
Источник: https://vk.com/wall-205442765_616
Пост №24578, опубликован 14 ноя 2023