📝 Врач-психиатр рассказал родителям об особенностях детской психики и важности постоянной заботы о безопасности малышей
Некоторые молодые и неопытные родители ошибочно полагают, что, когда малыш подрастает, он сам способен определить, что для него безопасно, а что нет. Как отмечают специалисты, это не совсем верно. Маленькие дети не обладают достаточными навыками, чтобы справляться с неожиданными ситуациями или потенциальными опасностями, например, с открытыми окнами, поэтому за ними нужен постоянный присмотр. Есть ли у детей чувство страха, может ли привести к трагедии гиперактивность ребёнка и как объяснить, что подоконник — это не место для игр, рассказала заведующий филиалом «Детство» Свердловской областной клинической психиатрической больницы, детский врач-психиатр Светлана Хабарова.
❓— Способны ли дети сами осознать, что падение из окна может привести к гибели? К какому возрасту формируется эта логическая связь? И есть ли смысл разговаривать с малышами на эту тему?
👩⚕— С детьми можно и нужно говорить о безопасности, в том числе о том, что падение из окна может привести к трагедии. Разумеется, для младенца не очевидны последствия падения, он может тянуться к окнам или балконам из любопытства, не осознавая рисков. Дошкольники начинают понимать связь между действием и его результатом, поэтому они могут усвоить, что падение с высоты приводит к боли или травмам, однако не всегда способны применить это знание к падению из окна дома, детского сада или другого пространства, где они привыкли чувствовать себя в безопасности. Такие малыши полагаются на взрослых, которые защитят и уберегут их.
Школьники младших классов осознают опасность, но не всегда помнят о ней и редко применяют свои знания на практике. Дети среднего школьного возраста обычно имеют более зрелое понимание последствий падения из окна, могут предвидеть опасность и принимать разумные меры предосторожности.
Важно отметить, что уровень понимания у детей варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей развития и личного опыта. Поэтому родители дома и воспитатели в детском саду должны постоянно напоминать об опасности окон и балконов и устанавливать правила, предотвращающие доступ к ним.
❓— Если у ребёнка нет личного опыта падения, помогут ли при разъяснении опасности доступные его пониманию сравнения?
👩⚕— Да, использование сравнений и демонстраций может помочь детям понять опасность падения с высоты. Например, вы можете сказать: «Падение с велосипеда может вызвать боль в ноге. А если ты упадешь с балкона на втором этаже, боль будет намного сильнее, потому что ты упадёшь с большей высоты». Или так: «Видишь, как кружка разбилась на мелкие кусочки? Если бы ты упал с такой высоты, твои кости могли бы сломаться, как эта кружка».
Всегда адаптируйте объяснения к возрасту и уровню понимания ребёнка. Для маленьких детей используйте простые и понятные примеры. По мере взросления сына или дочки вы можете предоставлять им более подробную информацию и объяснения. Также важно подчеркнуть, что падение с любой высоты опасно.
❓— Может ли привести к трагедии гиперактивность ребёнка? И насколько важен режим дня для комфортного самочувствия малыша?
👩⚕— Режим дня очень важен, поскольку он помогает регулировать поведение детей и их уровень активности. Регулярный сон и питание могут уменьшить импульсивность и гиперактивность, а установление чётких границ и правил поможет контролировать поведение. Большую пользу приносит предоставление детям возможности выплеснуть энергию через физическую активность, спорт или игры на свежем воздухе — тогда они способны в целом оставаться более спокойными и сосредоточенными.
❓— Нужно ли запрещать детям приближаться к окнам?
👩⚕— Нет, не нужно. Важно чётко разграничить, что можно делать возле окна, а что нельзя, а также объяснить причины этих правил. А вот запрет взбираться на подоконник должен быть однозначным.
❓— Молодые родители подчас воспринимают ребёнка как равного себе взрослого и оставляют одного в комнате. Насколько это безопасно?
👩⚕— Да, такое нередко встречается. Молодые родители могут слишком верить в способности своего ребёнка и полагать, что он достаточно взрослый, чтобы оставаться в безопасности без присмотра. Но важно помнить, что дети не являются маленькими взрослыми, и даже если они кажутся серьёзными не по годам, всё равно нуждаются в постоянном контроле.
Врачи напоминают родителям несколько важных рекомендаций:
📍установите замки безопасности на окна для защиты от падений;
📍не оставляйте детей без присмотра, особенно вблизи открытых окон;
📍держите мебель подальше от окон, это затруднит детям доступ к подоконникам;
📍регулярно повторяйте с детьми правила безопасности;
📍будьте последовательны: применяйте запрет, не делая исключений;
📍хвалите ребёнка за соблюдение правил безопасности.
Некоторые молодые и неопытные родители ошибочно полагают, что, когда малыш подрастает, он сам способен определить, что для него безопасно, а что нет. Как отмечают специалисты, это не совсем верно. Маленькие дети не обладают достаточными навыками, чтобы справляться с неожиданными ситуациями или потенциальными опасностями, например, с открытыми окнами, поэтому за ними нужен постоянный присмотр. Есть ли у детей чувство страха, может ли привести к трагедии гиперактивность ребёнка и как объяснить, что подоконник — это не место для игр, рассказала заведующий филиалом «Детство» Свердловской областной клинической психиатрической больницы, детский врач-психиатр Светлана Хабарова.
❓— Способны ли дети сами осознать, что падение из окна может привести к гибели? К какому возрасту формируется эта логическая связь? И есть ли смысл разговаривать с малышами на эту тему?
👩⚕— С детьми можно и нужно говорить о безопасности, в том числе о том, что падение из окна может привести к трагедии. Разумеется, для младенца не очевидны последствия падения, он может тянуться к окнам или балконам из любопытства, не осознавая рисков. Дошкольники начинают понимать связь между действием и его результатом, поэтому они могут усвоить, что падение с высоты приводит к боли или травмам, однако не всегда способны применить это знание к падению из окна дома, детского сада или другого пространства, где они привыкли чувствовать себя в безопасности. Такие малыши полагаются на взрослых, которые защитят и уберегут их.
Школьники младших классов осознают опасность, но не всегда помнят о ней и редко применяют свои знания на практике. Дети среднего школьного возраста обычно имеют более зрелое понимание последствий падения из окна, могут предвидеть опасность и принимать разумные меры предосторожности.
Важно отметить, что уровень понимания у детей варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей развития и личного опыта. Поэтому родители дома и воспитатели в детском саду должны постоянно напоминать об опасности окон и балконов и устанавливать правила, предотвращающие доступ к ним.
❓— Если у ребёнка нет личного опыта падения, помогут ли при разъяснении опасности доступные его пониманию сравнения?
👩⚕— Да, использование сравнений и демонстраций может помочь детям понять опасность падения с высоты. Например, вы можете сказать: «Падение с велосипеда может вызвать боль в ноге. А если ты упадешь с балкона на втором этаже, боль будет намного сильнее, потому что ты упадёшь с большей высоты». Или так: «Видишь, как кружка разбилась на мелкие кусочки? Если бы ты упал с такой высоты, твои кости могли бы сломаться, как эта кружка».
Всегда адаптируйте объяснения к возрасту и уровню понимания ребёнка. Для маленьких детей используйте простые и понятные примеры. По мере взросления сына или дочки вы можете предоставлять им более подробную информацию и объяснения. Также важно подчеркнуть, что падение с любой высоты опасно.
❓— Может ли привести к трагедии гиперактивность ребёнка? И насколько важен режим дня для комфортного самочувствия малыша?
👩⚕— Режим дня очень важен, поскольку он помогает регулировать поведение детей и их уровень активности. Регулярный сон и питание могут уменьшить импульсивность и гиперактивность, а установление чётких границ и правил поможет контролировать поведение. Большую пользу приносит предоставление детям возможности выплеснуть энергию через физическую активность, спорт или игры на свежем воздухе — тогда они способны в целом оставаться более спокойными и сосредоточенными.
❓— Нужно ли запрещать детям приближаться к окнам?
👩⚕— Нет, не нужно. Важно чётко разграничить, что можно делать возле окна, а что нельзя, а также объяснить причины этих правил. А вот запрет взбираться на подоконник должен быть однозначным.
❓— Молодые родители подчас воспринимают ребёнка как равного себе взрослого и оставляют одного в комнате. Насколько это безопасно?
👩⚕— Да, такое нередко встречается. Молодые родители могут слишком верить в способности своего ребёнка и полагать, что он достаточно взрослый, чтобы оставаться в безопасности без присмотра. Но важно помнить, что дети не являются маленькими взрослыми, и даже если они кажутся серьёзными не по годам, всё равно нуждаются в постоянном контроле.
Врачи напоминают родителям несколько важных рекомендаций:
📍установите замки безопасности на окна для защиты от падений;
📍не оставляйте детей без присмотра, особенно вблизи открытых окон;
📍держите мебель подальше от окон, это затруднит детям доступ к подоконникам;
📍регулярно повторяйте с детьми правила безопасности;
📍будьте последовательны: применяйте запрет, не делая исключений;
📍хвалите ребёнка за соблюдение правил безопасности.
Источник: https://vk.com/wall-50291810_1756
Пост №37221, опубликован 16 мая 2024